Перейти к содержимому

Николай Леонидович Духов

член-корреспондент АН СССР, доктор технических наук

Чтобы лучше понять, от каких истоков ведет свою историю ЮУрГУ, следует вернуться на 75лет назад…

В сводке Советского Информбюро за 15 декабря 1943 года, в частности, сообщалось, что наши войска ведут успешные наступательные бои по освобождению Украины и ее столицы Киева от немецко-фашистских захватчиков: «В течение минувшего дня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 50 самолётов противника, на земле подбито и уничтожено 108 немецких танков».

Еще в январе 1941 года на заседании Главного военного совета СССР Иосиф Сталин заявил: «Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей».

К 1943 году Советский Союз уже потерял около пяти миллионов солдат и две трети своего промышленного потенциала. Но ценой невероятных усилий на фронте и в тылу он все же смог повернуть вспять фашистское вторжение.

В годы войны в Челябинске был создан крупнейший в стране комплекс по производству танков – Танкоград, в состав которого входили четыре предприятия: Ленинградский Кировский завод, Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Харьковский моторный завод.

Противостояние германских и советских гусеничных боевых машин разворачивалось не только на фронтах Великой Отечественной. Оно зарождалось еще в заводских цехах Танкограда, в его конструкторских бюро, где в сражениях инженерной мысли с немецкими танкостроителями рождалась Челябинская школа танкостроения, которая обрела авторитет и признание не только в стране, но и в мире. По праву можно считать, что у истоков ее создания стоял инженер-конструктор Николай Леонидович Духов.

В памяти челябинцев Духов остался прежде всего как главный конструктор Танкограда. Заняв этот пост в июне 1943 года, Николай Леонидович наладил на Челябинском Кировском заводе поточно-конвейерное производство танков КВ и ИС, а также конструкторское сопровождение серийного производства Т-34.
При разработке тяжелых танков, ещё до войны, он пошел против сложившихся к тому времени традиций в танкостроении, применив совершенно новый подход к конструированию брони – и получились машины, против которых вражеская техника была практически бессильна. Немцы прозвали КВ «призраками» – на их броне не оставалось ни одной вмятины от снарядов 37-миллиметровых противотанковых орудий.
Согласно некоторым документам, попавшим в руки советских разведчиков, фашистским танкистам было запрещено вступать в открытые поединки с КВ, а бороться с ними предлагалось с помощью… ведра с бензином, которым следовало облить танк и поджечь его. За такой подвиг полагалась поездка в отпуск в Германию.

Николай Духов родился 13 (26 октября) 1904 года в селе Веприк (ныне Гадячский район, Полтавская область, Украина). Его мать, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером, за год до рождения сына поступил на сахарный завод в селе Веприк.

Интерес к конструированию и работе с механизмами у Николая проявился с самого детства. Первые «заказы» он принимал от простых соседских ребят, когда ему едва исполнилось семь лет. Те просили его изготовить для уличных «боев» деревянные пистолеты и ружья. Мастерская Коли находилась дома, в тесной каморке; там он делал разнообразные игрушки, радуя своих товарищей красивыми и похожими на оригиналы поделками.

Николай учился сначала в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об её окончании.

Жизненные обстоятельства сложились так, что свою трудовую деятельность Николай Леонидович начал в 14 лет: работал секретарем Вепричского комитета бедноты, с 1921 года – агентом продотряда. Вел перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Пришлось поработать и заведующим районной избой-читальней, и секретарем райземлеса, заведовать загсом. В 1925 году Николай поступил на Чупаховский сахарный завод резчиком свеклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.

Николаю было 22 года, когда ему представилась возможность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания юноше вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

После окончания института Н.Л. Духова направили на Кировский машиностроительный завод Ленинграда, где он приступил к практической конструкторской деятельности. В 1936 году его, инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники.
Главный конструктор СКБ-2 завода Ж.Я. Котин поручает Духову создание нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины – тяжёлого танка КВ.

Летом и осенью 1940 года Духова часто видели на полигоне в комбинезоне танкиста. Николай Леонидович был убежден: только зная свою машину как воин, конструктор может её усовершенствовать как инженер. Он первым на заводе предложил проводить занятия по подготовке опытных инструкторов-танкистов. Лектором Н.Л. Духов оказался необычным. О машине говорил как о живом существе – чувствовалось, что танк стал для него родным детищем.
Николай Леонидович был отправлен в Челябинск во главе группы инженеров летом 1941 года. 6 октября 1941 года ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, и Духов стал заместителем главного конструктора Ж.Я. Котина, не менее легендарной личности.

Духов выделялся не только эрудицией, знанием тонкостей машиностроения, но и умением легко находить с людьми общий язык. Испытатели машин, рабочие-станочники, сборщики, представители военной приёмки знали: к Н.Л. Духову можно прийти в любое время. Всегда выслушает, ценную идею поддержит, а то и сам даст ей оригинальное конструктивное оформление. Ему удавалось направлять к одной цели усилия специалистов, которые вначале расходились во взглядах и даже придерживались противоположных точек зрения. В свою очередь, и слово Духова для испытателей было весьма авторитетным.

Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года Николай Леонидович назначен главным конструктором ЧКЗ. В конце октября того же года при непосредственном участии Духова на заводе было освоено производство нового тяжелого танка ИС-1, а в январе 1944 года новый танк ИС-2 уже участвовал в боевых операциях. Летом 1944 года в СКБ-2 ЧКЗ во главе с Духовым был создан тяжелый танк ИС-4 («Объект 701»). Н.Л. Духов – признанный руководитель проекта ИС-3. Параллельно завод смог наладить выпуск мощных САУ ИСУ-152 и ИСУ-122.

Казалось бы, создатели тяжелых танков, которыми руководил Николай Леонидович, сделали всё возможное, подняв все три качества тяжелого танка по комплексу «огонь – подвижность – защита» на высший уровень. Но в конце сентября 1944 года на стенах кабинета Духова уже висело более полутора десятков листов ватмана с чертежами танка, заметно отличающегося от предшественников изящностью форм. Особенно были характерны выдающийся вперед острым клином нос танка с опущенными скулами и низкая сферическая башня. Конструкторы учли законы рикошетирования снарядов и резко увеличили углы наклона брони.

Танк почти не прибавил в весе, но его бронезащита значительно возросла. Это был последний танк военного производства ИС-3. Даже десять лет спустя после войны он все еще рассматривался как эталон тяжелого танка. В 1956 году американская пресса подчеркивала: «По сравнению с танками западных держав ИС-3 имеет исключительно низкий силуэт, а также весьма эффективную форму броневой защиты».

Могучая, красивая машина ИС-3, воздвигнутая в Челябинске на гранитный постамент, – памятник славы и трудового подвига танкостроителей, и в первую очередь выдающихся создателей тяжелых танков Н.Л. Духова и его заместителя М.Ф. Балжи. Михаилу Фёдоровичу принадлежит сама идея нового танка ИС-3 («Победа»). Под его руководством впервые в практике танкостроения была применена дифференцированная форма брони, изменена компоновка агрегатов машины, делающая танк короче и ниже, что снижало его уязвимость.

Михаил Федорович вправе называться соратником и преемником Духова. Вся его танковая карьера связана с ним. Начал он ее на ЧТЗ в 1940 году работой над духовским танком КВ. Идею своего звездного танка ИС-3 он воплощал в явь под началом Николая Леонидовича. Духов посвятил его в преподаватели и передал дела на заводе и в институте. М.Ф. Балжи заменил его на посту главного конструктора ЧТЗ и на кафедре гусеничных машин. После полного перехода в ЧПИ в 1953 году Михаил Фёдорович до своей ранней кончины работал на автотракторном факультете. Последние пять лет жизни был деканом. Здесь стал доктором технических наук, профессором. До конца дней своих он не прерывал связи с закрытым производством ЧТЗ, принимал участие в создании тяжелого танка Т-10 и плавающего ПТ-76.

Под его руководством впервые в танкостроении была разработана дифференцированная форма брони, нейтрализующая взрыв гранаты. Он занимался разработкой послевоенного «Сталинца» – С-65 и артиллерийского тягача АТС. На танковой кафедре он успел подготовить 13 кандидатов технических наук, многие из них стали докторами наук. Ученики продолжили научные идеи и разработки Михаила Фёдоровича.

«Кадры решают всё!». Эта мудрая мысль для Духова была основополагающей. Не случайно он включился в подготовку инженеров еще до войны, в Ленинграде и продолжил ее при первой же возможности в Челябинске. Его называют в числе инициаторов и организаторов Челябинского механико-машиностроительного института. Есть все основания полагать, что инициатива исходила именно от Н.Л. Духова. В 1943 году главному конструктору Танкограда не хватало конструкторов и технологов, и их по его настоянию стали готовить в Челябинске. Не случайно первым факультетом нового технического вуза был танковый, в числе первых создана кафедра танков – а первым завкафедрой стал главный конструктор Кировского завода в Челябинске генерал-майор инженерно-технической службы Духов.

В декабре 1943 года был проведен первый набор студентов и переоформление старшекурсников-сталинградцев в ЧММИ. Поступали на первый курс по специальностям «Танкостроение», «ДВС» и «Технология производства танков», которые стали основой для формирования танкового (автотракторного) и технологического (механико-технологического) факультетов. Набор осуществлялся без вступительных экзаменов. В 1944/45 учебном году абитуриенты сдавали вступительные экзамены. Второй набор составил 175 человек. Зачисляли студентов и на старшие курсы. Всего – 426 человек.

Этот учебный год проходил в здании нынешнего универмага «Детский мир», где в войну находился наркомат танкостроения. Размещение института не было случайным: ведь именно для этого наркомата он должен был готовить специалистов. К примеру, все первые выпускники распределялись на танковые заводы в Челябинске (Кировский) и Нижнем Тагиле (Уральский вагоностроительный). Об этом прямо говорится в постановлении об организации ЧММИ: «В целях обеспечения заводов танковой промышленности инженерными кадрами…». После выезда наркомата в Москву ЧММИ занял весь первый этаж здания, который разделили дощатыми перегородками. На южной стороне, со стороны улицы Спартака (ныне проспект Ленина) – аудитории, на северной – общежитие студентов и преподавателей. Было очень тесно, студенты спали даже на подоконниках. Занимались еще и в школах – №№ 4, 48, 52… Большую помощь оказывал материальными средствами, учебными пособиями, местами в общежитиях Кировский завод.

В июне 1944 года состоялась защита дипломов двух первых выпускников-сталинградцев (технологов), оставшихся в ЧММИ, – диплом № 1 получил С.П. Павлов. Он был оставлен в институте и затем 22 года проработал на кафедре графики. Диплом № 2 был вручен А.П. Пескову, которого направили на Кировский завод. Впоследствии он долгое время возглавлял Челябинский городской отдел культуры.

Учиться было исключительно трудно. Многим студентам приходилось совмещать учебу с работой, но абсолютная успеваемость за второй семестр 1945/46 учебного года составляла 98 процентов. 66 студентов учились только на «отлично».

О трудностях в учебе и работе А.П. Песков вспоминал так: «Нас, старшекурсников, было совсем немного. Начинали учебу в Сталинградском институте, поэтому нас сразу перевели на третий курс. Днем работали на заводе. Жили тоже здесь. Вечером, после смены, шли в институт. Маленькие комнатки. Слышно, как в соседней аудитории студенты хором повторяют английские слова. Сквозь фанерную стенку с другой стороны доносится речь лектора. Часто не было света, и тогда зажигали припасенные впрок свечи. И так до одиннадцати-двенадцати часов. Потом пешком, почти через весь город – на завод».

Профессор Ленинградского машиностроительного института Л.В. Клименко первым обратил внимание на способности Н.Л. Духова к преподаванию и рекомендовал его для чтения лекций в автотранспортном техникуме и институте. Студенты полюбили молодого преподавателя, досконально знавшего предмет и без конспекта исписывавшего доску формулами. Его ученик А.Б. Потапов рассказывал: «Духов умел преподавать предмет, увлечь студентов. Его считали одним из лучших преподавателей в институте». Сам Николай Леонидович любил повторять: «Это поэзия, в формулах и цифрах заложен весь смысл инженерной науки!».

В воспоминаниях современников Николай Леонидович остался не только как талантливый конструктор и прекрасный руководитель. Окружающих поражала широта его интересов. Наряду с книгами по физико-математическим наукам, радиотехнике, приборостроению, электронике в его библиотеке можно было увидеть книги по философии, медицине, биологии, химии. Ни в одном вопросе, который его интересовал, он не был дилетантом; всегда старался глубоко вникнуть в суть дела, досконально разобраться в деталях.

В необычайно сложной обстановке тех военных лет с самого начала в ЧММИ была задана высокая планка научной жизни. Высоким уровнем отличался и профессорско-преподавательский состав: более сорока преподавателей, среди которых – профессора, доктора наук. На момент создания института в числе профессорско-преподавательского состава было три доктора наук: Н.Ф. Кунин (доктор физико-математических наук), А.Н. Рабинович (доктор технических наук), И.И. Чернобыльский (доктор технических наук, член-корреспондент АН Украины), профессора Г.М. Городецкий (читал курсы электротехники), ленинградский профессор Р.З. Нессельштраус (читал курс металловедения), В.А. Добровольский, доценты П.А. Гришин, Н.С. Двораковский, многочисленные кандидаты технических наук.

Важную роль в становлении вуза сыграл заместитель директора по научной и учебной работе Авраам Нахимович Рабинович – профессор, доктор технических наук, основоположник науки об автоматизации производственных процессов и её внедрении в машиностроение. Он написал более 300 научных работ, 40 монографий и учебников, получил более 120 авторских свидетельств на изобретения, значительная часть которых внедрена в производство.

С первых лет своего существования ЧММИ начал заниматься научно-исследовательской работой в области машиностроения. Это было требование военного времени: стране нужна была техника и люди, способные этой техникой управлять.

Научные сотрудники университета оказывали помощь различным предприятиям: Кировскому заводу, Миасскому автомобильному заводу, челябинским абразивному, электродному, металлургическому заводам.

Важно отметить, что с первых лет существования института его научно-исследовательская деятельность заключалась не просто в составлении сборников и опубликовании научных статей. НИР распределялась по двум секторам: госбюджетному и хозрасчетному, то есть институт занимался научными исследованиями исходя из запросов конкретных предприятий, разрабатывал проекты, которые потом внедрялись на реальном производстве. В отчете о научной деятельности ЧММИ за 1946 год говорится, что в плане хозрасчетных научно-исследовательских работ состояло 12 тем, из которых полностью выполнены были 6; в плане госбюджетных работ – 19. Вот некоторые темы исследований: «Конструирование и расчет трансмиссии танков»; «Качество и технология поршневых колец транспортных моторов»; «Исследование условий точности развертывания отверстий»; «Исследование зажимного механизма горизонтально-ковочной машины типа “Националь”». Особое место в НИР института в 1944–48 годах занимала отладка технологии сварки толстостенной танковой брони.

В декабре 1944 завершена подготовка первого сборника научно-исследовательских работ ЧММИ. Вот темы первых научных работ: «Механическое выпрямление переменным током», «Рационализация вагранок путем применения многорядных фурм и горячего дутья», «Автоматизация токарных станков». Данные проекты впоследствии проходили лабораторные испытания и внедрялись на Кировском, Копейском заводах и других предприятиях.
Традиция проведения научных конференций – одна из первых в университете. В мае 1947 года в ЧММИ состоялась первая институтская научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников, а в апреле 1948-го была организована первая студенческая научно-техническая конференция.
С самого начала новый вуз, созданный в Челябинске в 1943 году, не был рядовым учебным заведением. Об этом свидетельствуют и быстрый темп развития института, и высокая планка научно-образовательной деятельности (напомним, в первые годы, в условиях военного времени, в ЧММИ работало три доктора технических наук, выдающиеся конструкторы, руководители промышленных предприятий, известные не только в нашей стране, но и за рубежом). Материальные трудности не столько помешали, сколько поспособствовали достаточно быстрому – менее чем за десять лет – переходу на новый уровень.

В 1948 году Н.Л. Духов был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона.

Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками первого отечественного плутониевого заряда и был конструктором первой советской атомной бомбы – РДС-1 («Россия делает сама»). Он активный участник испытаний на Семипалатинском полигоне и РДС-1 29 августа 1949 года, и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года. Харитон вспоминал: «Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие».

С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем НИИ автоматики. Появление института знаменовало важный этап в решении атомной проблемы – после первых испытаний стало ясно, что кроме самолетов средствами доставки ядерных боеприпасов могут быть торпеды, баллистические ракеты, крылатые ракеты. Духов определил основные направления тематики института – создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.

Не за идеи и предложения, а за реализованные в металле, освоенные промышленностью конструкции Н.Л. Духов, член-корреспондент АН СССР, шесть раз удостаивался Государственной премии, а впоследствии стал лауреатом Ленинской премии. На генеральском кителе Н.Л. Духова блестели три звезды Героя Социалистического Труда. Он знал, что его труд нужен Родине, и делал всё от него зависящее, чтобы она была надежно защищена.

Он участвовал в испытаниях первых ядерных зарядов, непосредственно их собирая. При этом и получил смертельную дозу радиации, сработавшую миной замедленного действия в 1964 году за считанные недели. Он погиб как солдат на передовой борьбы за супероружие века.

Духов похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Память о нем увековечена в названии одной из улиц Полтавы, в его родном селе Веприк установлен бюст, в Челябинске на здании по проспекту Ленина, 15, где в годы Великой Отечественной войны жил Н.Л. Духов, – мемориальная доска.